ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ”
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
“СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ”
НА ТЕМУ
“ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ”
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГИП-102: СЫСОЕВА Е.А.
( )
ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ: НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
( )
КОМИССИЯ
:( )
( )
ОЦЕНКА
:
САМАРА
2005
Содержание
:
Введение…………………………………………………………………………….…3
1.1 Теория…………………………………………………………………….....3
1.2. Тест на тему: метод градиента и метод наискорейшего спуска………...4
1.3 Обучающая программа, разработанная на тему метод градиента и метод наискорейшего спуска…………………………………………….………………7
3.1 Программы и стратегии продвижения к ИО и ЕО………………….…20
3.2 Статистический анализ некоторых данных о продвижении мира и отдельных стран к ИО и ЕО в сопоставлении с независимыми источниками……..22
Выводы…………………………………………………………………………..……...25
Список используемых материалов………………………………………………..…..26
ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ.
ВВЕДЕНИЕ.
Данные тест и программа по теме метод градиента и наискорейшего спуска позволяют студенту не только понять данный метод, но также продемонстрировать свои знания на практике, сформулировав свой вывод, работая с обучающей программой или же проходя тест по данному материалу.
К тесту прилагается также теоретическая часть, работая с которой студент сможет глубже понять материал, более эффективно пройти по нему тест и поработать с обучающей программой.
1. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ ПО КУРСУ “МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ”
1.1 ТЕОРИЯ
В данном методе используется градиент целевой функции. Процесс поиска оптимума в методе градиента также осуществляется в два этапа. На первом находятся значения частных производных по всем независимым переменным, которое и определяет направление градиента в рассматриваемой точке. На втором этапе осуществляется шаг в направлении, обратном направлению градиента, т.е. в направлении наискорейшего убывания целевой функции. Градиент задаёт в пространстве направление наибольшего возрастания векторов. Наиболее подходящую схему построения последовательности точек метода градиентов можно представить в следующем виде
В методе наискорейшего спуска величина шага в соотношении выбирается так, чтобы точка
Иллюстрация метода возникает при оптимизации функции двух переменных.
Метод наискорейшего спуска в отличие от градиентного спуска имеет более целеустремлённый характер, производит более крупные шаги и градиент функции вычисляется в меньшем числе точек.
К основным недостаткам метода наискорейшего спуска можно отнести то, что этим методом находится тот минимум, в область притяжения которого попадёт начальная точка. Этот минимум может и не быть глобальным. Другим недостатком метода наискорейшего спуска является его чувствительность к форме окрестности минимума.
Пример задачи:
31.241.
1.2 ТЕСТ НА ТЕМУ: МЕТОД ГРАДИЕНТА И НАИСКОРЕЙШЕГО СПУСКА
ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ
Вопрос №1
Вопрос №2
2.) Выбрать наиболее подходящую схему построения
последовательности точек метода градиента.
а) Xk+1=X^k - Lk F`(X^k), k=0,1...
b) Xk+1=X^k +Lk F`(X^k), k=0,1...
c) Xk+1=Lk F`(X^k), k=0,1...
Вопрос №3
3.) Отличие метода наискорейшего спуска от метода градиентов.
Выбрать правильное утверждение(я).
1.Величина шага в соотношении Xk+1=X^k - Lk F`(X^k), k=0,1...
выбирается так, чтобы точка Xk+1 как можно дальше отходила от Xopt.
2.Величина шага в соотношении Xk+1=X^k - Lk F`(X^k), k=0,1...
выбирается так, чтобы точка Xk+1 как можно ближе подходила к Xopt.
3.Величина шага в соотношении Xk+1= Lk F`(X^k), k=0,1...
выбирается так, чтобы точка Xk+1 как можно ближе подходила к Xopt.
Вопрос №4
4.) До каких пор в методе наискорейшего спуска движутся функции
после вычисления в начальной точке градиента в направлении антиградиента?
И как ведут себя потом? Выбрать правильное утверждение.
a.движутся пока функция убывает, затем вычисляют градиент
функции и повторяют описанную процедуру;
b.движутся пока функция возрастает, затем вычисляют градиент
функции и повторяют описанную процедуру;
c.движутся пока функция убывает, затем уже больше не
вычисляют градиента функции.
Вопрос №5
5.) Метод наискорейшего спуска в отличие от градиентного спуска
имеет более целеустремлённый характер, производит более
крупные шаги и градиент функции вычисляется в меньшем
числе точек.
Правильно ли данное утверждение.
Вопрос №6
6.) Выбрать основные недостатки метода наискорейшего спуска.
a) этим методом находится тот минимум, в область притяжения
которого попадет начальная точка.
Этот минимум может не быть глобальным.
b) серьезным недостатком метода наискорейшего спуска
является его чувствительность к форме окрестности минимума.
c) недостатком является его большая вычислительная
трудность. На каждом шаге требуется вычисление матрицы
и её обращение.
ЗАДАЧИ
Вопрос №7
7.) Найти минимум функции одной переменной градиентным методом
и оптимальное значение критерия.
f(x) = x^3 - x + exp(-x) при x [0,2].
Вопрос №8
8.) Найти минимум функции двух переменных градиентным
методом и оптимальное значение критерия.
f(x,y) =x^2+10(y-sin(x))^2
При: x[2;3], y=[2,3].
Вопрос №9
9.) Найти минимум функции 2-ух переменных и координаты
точки минимума методом наискорейшего спуска.
f(x,y) = y^2 + 7cos(x-4)
При: x=[-1;1], y=[-1;1].
Вопрос №10
10.) Найти минимум функции 3-ёх переменных градиентным
методом.
f(x,y) = y^2 + 7cos(2x-4) + z^2
При: x=[0;0.1], y=[0;0.1], z=[0;0.1].
Вопрос №11
11.) Найти градиент функции F(x1,x2) = 4x1^2 + 5x2^2 на [-2,3].
1.) 1156
2.) 0.5
3.) 34
4.) 0.1
Вопрос №12
12.) Найти градиент функции
F(x1,x2,x3) = 7x1^3 + 5x2^2 - 3x3^4 при x1=1, x2=2, x3=-3.
1.3 ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА, РАЗРАБОТАННАЯ НА МЕТОД ГРАДИЕНТА И МЕТОД НАИСКОРЕЙШЕГО СПУСКА.
Цели и задачи программы:
Данная программа демонстрирует движение функции из начальной точки к точке минимума с каким-то определённым шагом
h. Двигаясь с бесконечно малым шагом h, мы приходим к Yopt .Траектория движения оптимума будет ломаной линией, отрезки которой попарно перпендикулярны.
Данная программа очень хорошо демонстрирует суть методов: градиентного и метода наискорейшего спуска. В программе вычисляется также минимум функции и количество вычислений функции.
Пример с градиентным методом
Функция = 13*(x - 5) * (x + 2) + (y + 1) * y
Пример с методом наискорейшего спуска
Функция = ((
x^2 + y - 11) + (x + y^2)^2 - 7)^2
2. АНАЛИЗ ПОРТАЛА МНИС ФИСТ КАК СППР.
2.1 ОПИСАНИЕ МНИС ФИСТ.
Под МНИС мы понимаем коллектив молодых исследователей школьников старших классов, студентов и аспирантов) и связанных с ними лиц (научных руководителей, организаторов учебно-развивающей творческой деятельности молодежи, ученых, исследующих этот феномен), чья совместная научная и обеспечивающая деятельность протекает, организуется и управляется преимущественно в среде Интернета.
Деятельность МНИС разворачивается на различных уровнях:
• индивидуальная деятельность,
• коллективная деятельность пар “ученик-учитель” и микроколлективов “ученики-учитель” при решении отдельных учебно-исследовательских и исследовательских задач,
• функционирование сложившихся исследовательских коллективов с молодежным участием,
• функционирование МНИС в целом.
Основной целью МНИС является управляемое и максимально эффективное - за счет использования информационных и коммуникационных технологий - развитие молодежного научного потенциала страны как необходимой предпосылки устойчивого функционирования и обеспечения достойного места России в современном мире. Основным источником развития является собственная исследовательская деятельность научной молодежи, оптимальным образом поддерживаемая и направляемая научными руководителями, стимулируемая и постепенно включаемая в общий научный процесс.
Эта цель предполагает решение следующих задач:
• перенос достаточно весомой части деятельности научной молодежи в среду Интернета и создание тем самым объективных предпосылок к ее целостному функционированию в качестве управляемого сообщества,
• научно-обоснованное прогнозирование и стратегическое планирование развития молодежного научного потенциала страны и формирование соответствующих предложений в руководящие органы,
• обеспечение соответствия тематики молодежных исследований текущим и перспективным потребностям общества, тенденциям развития науки и техники на основе обеспечения взаимодействия участников МНИС с учеными и научными коллективами, будущими работодателями и заказчиками исследований,
• информационная и методическая поддержка оптимального формирования и функционирования пар “ученик – учитель” и молодежных научных микроколлективов, в том числе территориально распределенных,
• научно обоснованная оценка уровня проявленных способностей каждого молодого исследователя, формирование и стимулирование реализации научно обоснованной индивидуальной стратегии наиболее эффективного развития способностей членов MНИС в процессе их исследовательской деятельности, лонгитьюдный мониторинг индивидуального развития и эволюции МНИС в целом.
Существенная часть этих задач связана с принятием достаточно сложных решений самими молодыми исследователями, их научными руководителями, организаторами образовательного процесса. СППР, обеспечивающая эту деятельность, реализована в форме интернет-портала www.sciyouth.ru. Дадим его краткое описание.
Разработанный портал направлен на максимальное использование возможностей информационных систем, математического моделирования и Интернет - технологий.
Он может эксплуатироваться любыми пользователями, относящимися к категории членов МНИС, с любого компьютера, имеющего выход в Интернет, при условии их разрешенной регистрации на портале.
Портал, в частности, обеспечивает:
• регистрацию личных данных молодых исследователей, результатов и хода их исследовательской и иной деятельности.
• регистрацию данных об организациях, подразделениях, научных работниках, отдельных научных работах, результатах и ходе исследований, участии в них молодых исследователей,
• интеллектуальный поиск друзей, коллег, тематики для исследований, общение,
• тестирование личных характеристик, существенных для оптимизации развития научных способностей,
• моделирование стратегий собственного развития,
• оценку текущей научной квалификации,
• выбор научного руководителя и ученика,
• формирование оптимальной структуры планируемой исследовательской работы,
• мониторинг хода выполнения работы,
• оценку выполненной творческой работы и изменения собственной научной квалификации в процессе ее выполнения,
• мониторинг успеваемости и внеаудиторной активности школьников и студентов,
• расчет творческого и учебного рейтинга молодых исследователей,
• расчет рейтинга научной активности организаций, подразделений, научных сотрудников,
• расчет структуры научного и творческого потенциала МНИС,
• поддержку принятия сложных решений,
• поддержку трудоустройства.
На портале МНИС ФИСТ хорошо представлена электронная библиотека, где представлен обзор по разделам различных дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественно научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины. Просмотрев обзор той или иной дисциплины можно узнать тот план, по которому её можно освоить. Рядом с разделами дисциплины даны ссылки на материал по данному разделу, что очень удобно для его усвоения студентам.
Электронную библиотеку можно найти по адресу: http://atomicnr.narod.ru/bibl.htm.
Перейдя на ссылку http://sciyouth.ru/users.aspx можно получить доступ ко всем научным работам учащихся. Достаточно только заглянуть на личную страницу каждого участника МНИС ФИСТ. Научные работы студентов дают очень хорошее представление о деятельности всего факультета и о том,
что изучают на профильных предметах. Они являются своего рода методическим пособием для студентов младших курсов и всех тех, кто хочет ознакомиться с работами учащихся.2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕВРАЩЕНИЮ ПОРТАЛА МНИС ФИСТ В СППР.
Для превращения портала МНИС ФИСТ в СППР необходимо организовать компонент хранилища данных и компонент аналитических средств, а также витрины данных.
Хранилище данных.
Хранилище данных
должно предоставлять единую среду хранения данных, организованных в структурах, оптимизированных для выполнения аналитических операций.Проектирование СППР на основе ХД обеспечивает наибольшую эффективность:
- позволяет гибко модифицировать бизнес – процессы, ставя их в зависимость от бизнес – событий;
- интегрирует данные, которые при анализе бизнес – процессов остаются скрытыми в алгоритмах обработки данных;
- объединяет управляющие и информационные потоки;
- наглядно показывает, какая именно информация нужна при обработке бизнес – события и в каком виде она представляется.
Через анализ бизнес процессов необходимо перейти к анализу данных. При этом должна быть собрана информация об используемых данных и их источниках; о форматах данных, периодичности и форме их поступления; о внутренних информационных системах объекта, обслуживаемого СППР, их функциях и алгоритмах обработки данных, используемых при наступлении бизнес – событий.
Хранилище данных должно:
1. Предоставлять единый источник информации: выверенная единая информационная среда, на которой будут строиться все справочно-аналитические процессы. Она должна обладать единым интерфейсом, унифицированными структурами хранения и общими справочниками. Это облегчит создание и поддержку аналитических систем.
2. Иметь хорошую производительность: физические структуры хранилища данных должны быть специальным образом оптимизированы для выполнения абсолютно произвольных выборок, что позволяет строить действительно быстрые системы запросов.
3. Иметь историчность и стабильность: система должна оперировать с актуальными данными, в то время как информационное хранилище данных должно быть нацелено на долговременное хранение информации. Таким образом, появится возможность осуществлять исторический анализ информации.
Аналитические системы СППР.
Аналитические системы СППР должны позволять конечному пользователю решать три основных задачи: ведение отчётности, анализ информации в реальном времени (OLAP) и интеллектуальный анализ данных.
1. Отчётность: Сервис отчётности СППР должен помочь справиться с созданием всевозможных информационных отчетов, документов, сводных ведомостей и пр. Средства СППР, автоматизируя выпуск отчётов, позволят перевести их хранение в электронный вид и распространять по сети Интернет.
2. OLAP: (On-Line Analitycal Processing) - сервис представляющий инструмент для анализа больших объемов данных в режиме реального времени. Это должно позволить пользователю, взаимодействуя с OLAP-системой, осуществлять гибкий просмотр информации, получать произвольные срезы данных, и выполнять аналитические операции детализации, свертки, сквозного распределения, сравнения во времени.
3. Интеллектуальный анализ данных или “добыча данных” (Data Mining): при помощи средств добычи данных можно будет проводить глубокие исследования данных. Эти исследования должны включать в себя: поиск зависимостей между данными (напр., “Верно ли, что рост среднего балла студента А обусловлен ростом среднего балла студента В?”); прогнозирование поведения показателей (напр. “Какой кол-во исследовательских работ ожидается в следующем семестре?“ ); оценка влияния решений на какие-либо процессы (напр. “Как изменится кол-во студентов принимающих участие в конференции А среди групп студентов Б, если за неучастие лишать их стипендии?“ ); поиск аномалий (напр. “С какими предметами связаны наиболее высокие риски у студентов группы А?“).
Витрины данных.
Под Витриной данных понимается специализированное хранилище, обслуживающее одно из направлений деятельности компании, например, учёт запасов или маркетинг.
Идея Витрины Данных (Data Mart) возникла, когда стало видно, что разработка корпоративного хранилища – долгий и дорогостоящий процесс. Это обусловлено как организационными, так и техническими причинами:
- информационная структура реальной компании, как правило, очень сложна, и руководство зачастую плохо понимает суть происходящих в компании бизнес – процессов;
- технология принятия решений ориентирована на существующие технические возможности и с трудом поддаётся изменениям;
- может возникнуть необходимость в частичном изменении организационной структуры компании;
- требуются значительные инвестиции до того, как проект начнёт окупаться;
- как правило, требуется значительная модификация существующей технической базы;
- освоение новых технологий и программных продуктов специалистами компании может потребовать много времени,
- на этапе разработки бывает трудно наладить взаимодействие между разработчиками и будущими пользователями Хранилища.
Первые же попытки внедрения Витрин данных оказались настолько успешными, что предполагалось отказаться от реализации корпоративного Хранилища и заменить его совокупностью Витрин Данных. Однако вскоре выяснилось, что с ростом числа витрин растёт сложность их взаимодействия, поскольку сделать Витрины полностью независимыми не удаётся. Сейчас принята точка зрения, в соответствии с которой разработка корпоративного Хранилища должна идти параллельно с разработкой и внедрением Витрин Данных.
При построении схемы взаимодействия корпоративного Хранилища и Витрин Данных в рамках создания СППР рекомендуется определить некоторую специальную структуру для хранения исторических данных и дополнительно развернуть ряд Витрин, заполняемых данными из этой структуры. Тем самым удаётся разделить два процесса: накопление исторических данных и их анализ.
Любая система поддержки принятия решений имеет примерно такую схему, какая представлена на рисунке 1. Исходя из этого можно проанализировав текущее состояние портала, дать некоторые рекомендации по его развитию как системы поддержки принятия решений.
Рис. 1. Архитектура СППР.
Подсистема ввода функционирует на базе реализованной трёхуровневой системы ввода защищённой паролями, она построена по иерархическому принципу для следующих категорий пользователей:
Важно отметить, что эффективность системы, в первую очередь, определяется качеством исходной информации, вводимой в нее руководителями кафедры и других подразделений, научными руководителями выполняемых НИР, отдельными научными сотрудниками. Важно сознавать, что вся вводимая ими информация будет мгновенно доступна через ИНТЕРНЕТ любым заинтересованным организациям и лицам, а в самом университете ляжет в основу оценки их исследовательской деятельности [1].
Подсистема хранения информации реализована на Web -сервере факультета информационных систем и технологий СГАСУ.
Подсистема анализа должна включать в себя уже имеющиеся и реализованные, а также планируемые алгоритмы анализа и прогнозирования
Именно подсистему анализа и необходимо развивать особенно интенсивно для создания полноценной системы поддержки принятия решений, со всеми присущими ей уровнями (оперативный и стратегический). Создавать и развивать подсистемы информационно-поискового, оперативного, интеллектуального анализа.
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ДАННЫХ, ХРАНЯЩИХСЯ НА ПОРТАЛЕ МНИС ФИСТ, В СОПОСТАВЛЕНИИ С НЕЗАВИСИМЫМИ ИСТОЧНИКАМИ.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ, ПО ДАТАМ ОСНОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТОВ, ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНФОРМАТИКИ РАЗНЫХ ВУЗОВ И ПО ДРУГИМ ПАРАМЕТРАМ.
1. Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет.
Факультет Информационных Систем и Технологий.
Всего зарегистрировано 471 пользователей портала ФИСТ, из них: научных руководителей: 113, студентов: 205, школьников: 137. А также 23 участник(а, ов) конференции “Юность Наука Культура”, 89 участник(а, ов) Самарской областной системы мер поддержки.
Аспиранты – 17
Доктора наук - 4
Кандидаты наук – 34
Магистранты - 5
Наш факультет организован в 2000 году – в начале нового (или в конце старого?) века. У факультета есть богатое прошлое – это 10 лет функционирования в качестве Линии элитной подготовки СамГАСА, на которой были воспитаны более полусотни лауреатов Всероссийских и международных конкурсов и конференций исследовательских работ учащихся, медалисты и дипломанты Российских открытых конкурсов исследовательских работ студентов, в том числе и многие нынешние преподаватели факультета.
Факультет готовит специалистов по специальности 071900 “Информационные системы и технологии”. К преподаванию, помимо профессоров и доцентов СамГАСА, привлекаются крупные ученые и преподаватели из Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Московского авиационного института (технического университета) им. С. Орджоникидзе, Самарского аэрокосмического университета им. С.П. Королева, высококвалифицированные специалисты из органов государственного управления Самарской области.
Основной кафедрой факультета является кафедра прикладной математики и вычислительной техники, образованная в 1975 году. С момента организации и по настоящее время ее возглавляет доктор технических наук, профессор, академик Академии наук о Земле и Академии нелинейных наук Семен Авраамович Пиявский. Он же является и деканом факультета.
На базе кафедры функционируют:
Студенты факультета активно участвуют в деятельности всех этих организаций.
Наш факультет очень маленький, меньше не бывает J на него принимается всего одна студенческая группа (20 бюджетных мест + 50% обучающихся на коммерческой основе). Это является большим достоинством: все лекции читаются одной группе, т.е. достигается максимальная индивидуализация обучения. Каждый студент находится на глазах у декана, это, может быть, и плохо, но хорошо!
У факультета свое неповторимое лицо. В рамках часов, устанавливаемых советом вуза, введены два сквозных курса, охватывающих четыре года обучения каждый: “Культура в информационном обществе (музыкальная, театральная, изобразительная культура, история архитектуры, социология, психология и педагогика)” и “Технология и методология исследовательской деятельности”. Каждый студент факультета имеет индивидуального научного руководителя и выполняет работы творческого характера. Мы стремимся воспитать элиту того информационного общества, к которому неудержимо движется человечество.
2. Саратовский государственный Социально – экономический Университет.
Факультет информатики и информационных технологий.
Кафедра информационных систем в экономике
Кафедра прикладной математики
Кафедра теоретических основ информатики и информационных технологий
Декан факультета - Шульга Татьяна Эриковна, доцент, кандидат физико-математических наук.
Студентов - 287 чел. (очная форма обучения)
Профессоров, докторов наук - 10 чел.
Доцентов, кандидатов наук - 20 чел.
Факультет информатики и информационных технологий - один из самых молодых и динамично развивающихся факультетов университета - основан в 2003 г. Факультет является составляющей научно-образовательного инновационного комплекса наряду с Саратовским региональным ресурсным центром Министерства образования РФ и информационно-компьютерным центром СГСЭУ. На факультете работают сотрудники - представители научной школы математической кибернетики, основанной ректором СГУ проф. А.М. Богомоловым более 40 лет назад. Квалификация сотрудников факультета подтверждена получением грантов таких крупных фондов, как фонд Сороса, фонд "Евразия", РФФИ, РГНФ, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, участием в федеральных целевых программах Министерства образования РФ в области информатизации.
Факультет ведет подготовку специалистов по специальностям и специализациям:
Направление:
523100 “БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА”
(Срок обучения – 4 года)
Специальность: Специализация:
351400 "Прикладная информатика (в экономике)" "Информационные системы в банковском деле"
351500 "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" “Информационные системы”
010200 "Прикладная математика и информатика" "Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности"
061800 "Математические методы в экономике"
Студенты факультета, а также лица, имеющие высшее образование, имеют возможность получить на факультете дополнительную квалификацию “Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна” (Срок обучения 2,5 года, диплом государственного образца).
Обучение базируется на теоретических и прикладных научных исследованиях в комплексе с выполнением студентами реальных производственных задач на базе информационно-компьютерного центра СГСЭУ.
Особо следует отметить сотрудничество факультета с такими известными корпорациями как Intel , Microsoft, IBM.
В 2004 году факультет информатики и информационных технологий СГСЭУ (один из 40 вузов в России) получил статус Microsoft IT Academy, что позволяет обучать студентов по сертифицированным курсам Microsoft. Факультетом по лицензии и при участии компании “Яндекс” ежегодно (в мае) проводится открытый областной чемпионат по поиску в интернете
среди школьников (http://www.seun.ru/konkurs).В составе факультета 3 кафедры: информационных систем в экономике (зав. кафедрой - доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, Бочаров Е.П.), прикладной математики (зав. кафедрой - доктор экономических наук, профессор Балаш В.А), теоретических основ информатики и информационных технологий (зав.кафедрой - кандидат физико-математических наук, доцент Папшев С.В.)
Направление научной деятельности факультета - математическая кибернетика и информатика, дискретная математика, теория дискретных систем, исследования в области информационно-коммуникационных систем, социальная информатика, имитационное моделирование экономических процессов. На кафедрах имеется аспирантура.
3.1 ПРОГРАММЫ И СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ И ЭЛЕКТРОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Главными факторами, способствующими развитию электронного образования, являются:
- растущая популярность компьютеров, сети Интернет и программного обеспечения среди молодежи;
- поддержка сектора образования со стороны правительственных структур, частного сектора и внешних доноров;
- растущий спрос на высококвалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий на рынке труда;
- относительно высокий уровень оплаты специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, особенно в частном секторе;
- осознание родителями и местными сообществами необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в процессе образования.
Основная задача
Институционализация методов и техник, предоставляемых ИКТ, во всей системе образования для обеспечения непрерывного образования в течение всей жизни.
Конкретные направления:
- развитие нормативно-правовой базы, связанной с внедрением информационно-коммуникационных технологий в систему образования;
- обеспечение доступа всех учащихся доуниверситетских учебных заведений к современным средствам, предоставляемым ИКТ: персональным компьютерам, программному обеспечению для обучения с использованием компьютера, информационным ресурсам Интернета;
- постепенное снижение "цифрового неравенства" в доступе к информационно-коммуникационным технологиям между сельской и городской местностями, а также между учреждениями различных уровней образования: начального гимназического, лицейского, среднего профессионального, среднего специального и университетского;
- информатизация менеджмента образования на всех уровнях системы образования: начального, общего среднего, среднего профессионального, среднего специального и высшего;
- внедрение модулей дистанционного обучения и электронных учебников в пилот-учреждениях университетского и среднего специального образования;
- обеспечение условий для того, чтобы каждый выпускник профессионального училища, колледжа или высшего учебного заведения знал и мог применить информационно-коммуникационные технологии в объеме, предусмотренном ECDL (European Computer Driving Licence - европейский сертификат компьютерной грамотности);
- обеспечение условий для того, чтобы государственные служащие центрального и местного публичного управления знали и могли применить информационно-коммуникационные технологии в объеме, предусмотренном ECDL.
Области, требующие усовершенствования
Нормативно-правовая база:
- актуализация Закона об образовании путем введения раздела о дистанционном образовании;
- разработка регламентов организации процесса обучения и оценки знаний с использованием компьютера и дистанционного образования, основанного на широком использовании информационно-коммуникационных технологий;
- актуализация перечня специальностей высшего образования с целью расширения возможностей, предоставляемых университетами в области информационно-коммуникационных технологий, и приведение его в соответствие с требованиями Болонского процесса;
- актуализация учебной программы и стандартов образования по дисциплине "Информатика" для гимназического и общего среднего образования;
- разработка и внедрение учебной программы и стандартов образования по дисциплине “Информационные технологии” в рамках учебного плана “Технологии” общего среднего, среднего профессионального и среднего специального образования;
- разработка и внедрение учебной программы и стандартов образования для подготовки педагогических кадров в области преподавания информационно-коммуникационных технологий
;- актуализация нормативно-законодательной базы, регламентирующей статус государственного служащего, в части широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах центрального и местного публичного управления.
Институциональная основа:
- создание при Министерстве просвещения Национального центра информационно-коммуникационных технологий в образовании, который, в пределах существующей институциональной сети, обеспечит научно-методическое согласование, разработку и внедрение общественных политик, подготовку и повышение квалификации педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий;
- создание в высших и средних специальных учебных заведениях, не располагающих профильными кафедрами, методических отделов для дистанционного образования или обучения с помощью компьютера.
Обеспечение учебных заведений дидактическим материалом:
- обеспечение доуниверситетских учебных заведений учебниками и программными продуктами, предназначенными для преподавания обязательных и факультативных дисциплин в области информационно-коммуникационных технологий;
- разработка методических материалов и оснащение учебных заведений программным обеспечением с целью внедрения дистанционного образования и обучения с использованием компьютера.
Задачи на краткосрочный период (до 2007 года):
- актуализация нормативно-законодательной базы и гармонизация институциональной основы;
- оснащение учебных заведений компьютерами;
подключение учебных заведений к сети Интернет;
- обеспечение учреждений образования учебниками и методическими пособиями согласно действующим нормативным актам;
- внедрение пилот – проектов по дистанционному образованию и обучению с использованием компьютера;
- создание системы менеджмента образования;
достижение уровня стандартов, предусмотренных ECDL, для всех выпускников учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования.
Задачи на среднесрочный период (до 2010 года):
- создание инфраструктуры, необходимой для обучения с использованием компьютера и дистанционного образования;
- внедрение методов обучения с использованием компьютера и дистанционного образования в лицеях, колледжах и высших учебных заведениях;
- создание индустрии электронных учебников;
- достижение стандартов, предусмотренных ECDL, для всех государственных служащих.
Перспективная задача (после 2010 года):
- интеграция в европейское пространство образования и реализация в полном объеме стандартов э-образования.
3.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ДАННЫХ О ПРОДВИЖЕНИИ МИРА И ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН К ИО И ЕО В СОПОСТАВЛЕНИИ С НЕЗАВИСИМЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
Широкополосный доступ - зарубежный опыт и тарифная политика.
Число приложений, которые требуют широкополосного подключения абонента, постоянно растет. Среди наиболее востребованных в мире услуг - доступ в Интернет, аудио - и видеоконференцсвязь, удаленный доступ к локальным сетям и виртуальные выделенные сети. Здесь приведена общая статистика широкополосного доступа в различных регионах мира и предметно рассмотрен опыт национальных операторов США, Германии, Франции и Великобритании по продвижению различных технологий и услуг на их основе, а также обобщены наиболее характерные для стран Европы и США черты маркетинговых стратегий и тарифной политики.
График: Число абонентов широкополосных сетей связи в странах ЕС.
Некоторые аспекты современного развития сети Интернет в мире.
Разрастающаяся с каждым годом глобальная компьютерная сеть в ближайшем будущем станет одним из главных элементов Информационного Общества. Ее развитие стимулирует рост экономики и технического прогресса. Потенциал интернет-технологий кажется безграничным. Тем не менее практическое их продвижение в каждой стране идет своим путем, встречая чисто национальные как преференции, так и ограничения. В данной статье читателю предлагаются оценки и прогнозы роста сети в отдельных регионах мира, а также более детальный анализ ситуации на примере ФРГ и Франции.
Латинская Америка: путь в информационное общество.
В период, когда высокие темпы экономического роста в Латинской Америке все больше уходят в область фантастики, построение информационного общества воспринимается правительствами государств континента как единственное "окно возможностей" вернуть и приумножить достижения докризисного периода. Следует отметить, что данная стратегия дает о себе знать постоянно, информатизация хозяйства в республиках продолжается в той или иной степени, следуя двум моделям: бразильской и коста-риканской, которые и рассмотрены в данной статье.
Диаграмма: Доходы розничной электронной торговли в Латинской Америке.
Российский рынок информационных технологий: корпоративные пользователи.
Сегмент Интернета и услуг на его основе развивается в России быстро и динамично. И хотя доля этих услуг в доходах традиционных операторов пока не велика (не превышает 5%), они повсеместно стремятся занять эту нишу, справедливо полагая, что дополнительные возможности на ИТ-платформе будут востребованы самыми разными категориями абонентов. Наиболее доходной группой пользователей услуг на базе интернет-технологий являются корпоративные клиенты. Поэтому выявление основных тенденций развития рынка ключевых услуг с точки зрения делового сектора особенно важно для определения приоритетов в работе традиционных и альтернативных компаний.
В статье приведены некоторые результаты исследований в сегменте "корпоративные клиенты", проведенных двумя компаниями примерно в одно и то же время в крупнейших городах России.
Ведомственные телекоммуникационные сети России.
Мы периодически обращаемся к теме ведомственных компаний связи. Адресуем наших новых читателей к прошлым сборникам "Рынок и услуги на тарифы связи" и "Россия на связи", где подробно освещены история развития ведомственных сетей, их лицензированная деятельность в регионах, структура доходов и другие вопросы. Данная публикация посвящена основным событиям, произошедшим в данном сегменте рынка за последние полтора года.
В силу того, что присутствие отраслевых операторов на рынке услуг связи по-прежнему не слишком представительно, может показаться, что изменения в их работе если и происходят, то весьма медленно. Между тем с каждым годом они чувствуют себя на рынке все увереннее: их разрозненные сети растут, постепенно превращаясь в мощные телекоммуникационные системы. Реконструкция крупнейших ведомственных сетей, рассчитанная в среднем до 2005 г., в конечном счете обеспечит предоставление самых современных услуг не только ведомственным абонентам, но и другим пользователям, проживающим на территориях, примыкающих к отраслевым магистралям.
Уральский регион: социально-экономический и телекоммуникационный портрет
Редакция продолжает знакомство читателей с портретами вновь образуемых объединенных компаний для оценки их масштабов и уровня развития. Вниманию читателя представляется портрет укрупненной компании Уральского округа. Статья знакомит с общим уровнем развития и проблемами отрасли связи в Уральском Федеральном округе России, с конкурентной ситуацией на телекоммуникационном рынке его базового региона, Пермской области и работой ОАО "Уралсвязьинформ".
Рынок СТК и Интернет-карт в Москве.
В последнее время все более популярным способом расчета за услуги связи становится предоплата посредством скрэтч-карт. Московский рынок пластиковых телекоммуникационных карт миновал начальный период бурного роста и в основном сформировался. На самом деле правильнее было бы говорить не о едином рынке, а о трех по отдельным услугам и технологиям, а именно - традиционной телефонии, IP-телефонии и доступе в Интернет. В статье даны краткие характеристики каждого из этих рынков, приведены наиболее общие цифры по каждому из них и прослежены основные тенденции их развития.
График: IP-трафик России и лицензирование операторов.
Итоги седьмой конференции по IP-телефонии.
В Подмосковье в отеле Holiday INN с 26 по 29 ноября 2002 г. прошла очередная конференция по проблемам IP-телефонии, организованная силами CompTek International при активном содействии заинтересованных сторон. Весьма авторитетный и многочисленный состав участников конференции свидетельствует не только о наличии нерешенных проблем, но и о том, что пришло осознание необходимости объединения усилий для их преодоления и желание выработать единую стратегию развития новой технологии в нашей стране, основой которой могли бы стать конкретные успешно реализованные проекты.
График: Объем российского рынка VoIP (прогноз до 2004г.)
ВЫВОДЫ.
Программа "Электронная Россия" рассчитана на 9 лет, в течение которых предстоит предпринять меры, направленные на информатизацию России. В рамках ФЦП будут произведены инвестиции на сумму около 2,4 млрд. дол. Именно инвестиции, ведь от вложений рассчитывают получить реальную отдачу. Так, согласно программе к 2007 г. доля продукции индустрии информационных технологий (ИТ) в российском ВВП должна возрасти с нынешних 0,5 % до 2 %, а объем экспорта высоких технологий увеличится в 15–20 раз (до 2,5 млрд. дол).
2005 – 2010 гг. ознаменуются массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. Кроме того, будут созданы предпосылки для реализации прав граждан на доступ к информации. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри- , так и на межведомственном уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ
:САЙТЫ
:http://www.e-rus.ru/site.shtml?id=14
http://www.telecominfo.ru/index.html?t=36&aid=159
http://www.russcomm.ru/rca_biblio/z/zolotuhina01.shtml
http://www.kimpact.com/inside/comp_overview.asp?pagen=1>
http://www.drexel.com/Fields_of_Study/education/MSHE/index.shtml